Общеобразовательная общеразвивающая
программа дополнительного образования
«Обучение игре на фортепиано».
для детей от 5-ти до 7 лет
программа рассчитана на 2 года обучения
Пояснительная записка
Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры. В
последние годы объем музыкальной информации необычайно возрос. Ребенок
ежедневно получает ее в детском саду и различных творческих кружках, по
радио и телевидению, в театре, кино, с концертной эстрады и домашних
проигрывателей, магнитофонов. Несомненно, этот музыкальный поток
оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей.
Невозможно игнорировать столь серьезное общественное явление. Видится
необходимым с раннего возраста заложить в ребенке прочный фундамент
хорошего музыкального вкуса, основанного на лучших образцах мировой
музыкальной культуры. В этом случае ребенок сможет интуитивно оценить
самые разные формы музыкального искусства, откликаясь только наего
высокие проявления.
Фортепиано как инструмент, не имеющий себе равных по возможностям
воплощения в звуке произведений практически всех существующих
музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального
образования. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет
воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы.
Ориентируясь на эту гармоническую или полифоническую природу музыки –
выразительную драматургию отношений консонанса и диссонанса –
фортепиано дает возможность использовать богатые гармонизирующие,
психотерапевтические возможности музыкального искусства.
Музыкальное образование – важный раздел эстетического воспитания.
Игра на фортепиано – занятие, требующее хорошей техники, внимания и
отдачи. В процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, а
также социально-деятельной и активной личности.
В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому
ребенку,
чему способствует индивидуальная форма занятий. Обучение ориентировано на
общие художественные способности воспитанников. Реализация данной
программы
способствует целостному развитию комплекса общих художественноэстетических и специальных музыкальных способностей.
Образовательная программа “Фортепиано” имеет художественно-
эстетическую направленность и является авторской. Программа “Фортепиано”
имеет свои особенности. Концепция программы основывается на следующих
принципах:
общее развитие детей, независимо от первоначального уровня способностей,
в том числе детей с неяркими музыкальными данными; выявление и развитие
обще музыкальных и творческих задатков детей;
создание психологически комфортных условий для проявления и
самовыражения полученных знаний;
создание и пополнение “слухового багажа” на примерах мирового
культурного музыкального наследия;
Актуальность программы обусловлена целью современного образования,
которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка.
Важное направление в развитии личности занимает художественноэстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных
эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами
творческой деятельности. Игра на инструменте (фортепиано) помогает
раскрыться индивидуальность ребенка, приобщает к лучшим образцам
музыкальной культуры.
Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии
индивидуальных способностей ребенка не только в сфере музыки, но и в
творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки.
Цель: воспитание социально-активной личности средствами музыкального
искусства через развитие музыкальных способностей посредством обучения
игре на фортепиано.
Задачи:
образовательные:
обучение игре на фортепиано (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по
слуху, основы аккомпанирования);
обучение основам музыкальной грамоты;
формирование технических навыков игры на фортепиано.
развивающие:
развитие основных музыкальных способностей (гармонический и
мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память);
развитие мышления, воображения, восприятия;
физическое развитие (двигательные навыки, координация движения, осанка,
выносливость).
воспитательные:
воспитание интереса к музыкальному искусству;
воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность,
аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);
воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной
активности.
Настоящая программа отличается от аналогичных тем, что музыкальные знания
и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной
дидактики и возрастной психологии детей и направлены на решение задач
детского сада в условиях модернизации системы образования.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной
программы: 5–7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2 года.
Формы и режим занятий - индивидуальный.
Занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут
Формы подведений итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении
выученных произведений;
Организация учебного процесса
На первом этапе обучения главной задачей является введение воспитанника в
мир мелодических образов, развитие у него элементарных навыков
выразительного исполнения одноголосных мелодий, владения простейшими
игровыми приемами чередования рук в одноголосном позиционном изложении.
Уже при исполнении одноголосных мелодий у ребенка зарождаются первые
представления о характере мелодий, фразе, цезуре, дыхании, сходстве и
контрастности мелодических построений, вырабатывается слуховое различие
простейших длительностей. Происходит знакомство с итальянскими
обозначениями темпов, динамики. Кроме того, ребенок подбирает по слуху
несложные песенные мелодии. Предусматриваются две взаимосвязанные
методические задачи: постепенное усложнение воспринимаемых мелодических
образов и закрепление музыкально-двигательных навыков.
Следующим этапом является слуховое и исполнительское усвоение
двухэлементной ткани, воспроизводимой обеими руками одновременно. Это
координация движений рук и звуковых ощущений. Разучиваются также пьесы с
элементами полифонии – наличие в них доступной для учащихся народнохоровой подголосочной фактуры, контрастных сопоставлений голосов и
имитационной структуры.
При работе над произведениями подвижного характера вместе с развитием
слуховой и ритмической сферы формируются необходимые технические
навыки, своевременное овладение которыми обязательно. При их изучении
значительное внимание уделяется темповой устойчивости, ритмической и
динамической ровности и четкости, артикуляционной ясности
Одним из важнейших условий преодоления этих трудностей является
согласование пианистических приемов с пульсацией ритма, мелодическим
дыханием, артикуляционными штрихами.
Приобщение дошкольника к произведениям крупной формы происходит на
материале вариационных циклов и сонатин.
Учебно-педагогический репертуар постепенно расширяется за счет более
сложных в жанрово-стилистическом и фактурном отношениях произведений.
Слуховая сфера ученика и его сознание все больше вовлекаются в идейнохудожественное содержание музыки, ее формы, выразительных средств,
приемов овладения фактурными трудностями.
Задача целенаправленного развития музыкального мышления может быть
решена в результате поисков наиболее эффективных средств воздействия на
ребенка в его работе над исполнительской задачей любой сложности.
Организация воспитывающей деятельности
Основной задачей каждого занятия является создание интереса к музыке и
обучение пианистическим навыкам, для выполнения чего необходимо изучение
реальных музыкальных способностей детей, подбор репертуара и выбор
методов и приемов обучения таким образом, чтобы развитие и
совершенствование у детей музыкального слуха, голоса, исполнительских
способностей и т.д. стало не целью, а средством воспитания интереса, а
впоследствии – любви к музыке.
Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он
включает в себя не только пианистическое, но и обще музыкальное развитие
воспитанника. Необходимым элементом развития является также и
расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание
мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и
любви к музыке, интерес к труду и умение работать. Воспитательная работа не
рассматривается как дополнение к учебному процессу, а составляет с ним
органическое единство.
Особое внимание нужно уделять воспитанию любви к народной музыке и
понимания роли народного начала в искусстве, приводя в пример крупнейших
композиторов прошлого и современности, видевших в народной музыке
образец высших художественных ценностей
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№п/п
Название разделов и тем
1
Знакомство с инструментом.
Количество часов
Теория Практика
Всего
40мин
40мин
1ч20мин
2
Ключи
40мин
-
40мин
3
Динамические оттенки
30мин
10мин
40мин
4
Ноты
20мин
20мин
40мин
5
Клавиатура
10мин
30мин
40мин
6
Первые аппликатурные навыки
5мин
15мин
20мин
7
Знакомство с нотным станом
10мин
10мин
20мин
8
Знакомство с нотоносцем
10мин
10мин
20мин
9
Длительность нот
20мин
20мин
40мин
10
Паузы
10мин
10мин
20мин
11
Ритмо- стиховое воспитание
20мин
20мин
40мин
12
Знаки альтерации
10мин
10мин
20мин
13
Звукоряд
10мин
10мин
20мин
14
Интервалы
20мин
20мин
40мин
15
Музыкальные диктанты
20мин
20мин
40мин
16
Трезвучия
10мин
10мин
20мин
17
Лад
10мин
10мин
20мин
18
Малыш за роялем
20мин
5ч15мин
1ч
5ч25мин
1ч20мин
10ч40мин
Итого:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Техника исполнения
Работа с правой рукой.
20мин
1ч
1ч20мин
Игра двумя руками.
1ч
5ч
6ч
Игра в ансамбле.
40мин
2ч
2ч40мин
Проверка техники исполнения
20мин
20мин
Заключительный концерт.
20мин
20мин
Итого:
2ч
8ч40мин 10ч40мин
Содержание дополнительной образовательной программы
1-й год обучения
Педагогические задачи:
освоение нотной грамоты;
развитие у детей навыков чтения нот с листа;
обучение подбору мелодий по слуху;
формирование у ребенка естественных и целесообразных приемов звукоизвлечения на основе активного
звукового контроля: непринужденная прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения всей
руки и пальцев, четкое ощущение клавиатуры.
Тема занятия
Знакомство с
инструментом.
Содержание занятия
Кол-во
занятий
4
Знакомство с ребенком, беседа с ним о музыке, рассказ об
инструменте, первое прикосновение к клавишам, ощущение
звукоизвлечения. Знакомство с регистрами, начальные
упражнения для рук.
Нотная грамота. Знакомство с нотами на клавиатуре. Игровые методы обучения.
Ключи
Знакомство с нотными ключами- скрипичный ключ. Басовый
2
ключ
Динамические
Пиано. Форте.
2
оттенки
Ноты
Знакомство с октавами. Осязание черных клавиш. Белые клавиши.
2
Скрипичный ключ.
Клавиатура
Знакомство с октавами.
2
Первые
Обучение через игры, напр. «Волшебная коробочка»
1
аппликатурные
Время
занятий
1ч20мин
40мин
40мин
40мин
40мин
20мин
навыки
Знакомство с
нотным станом
Знакомство с
нотоносцем
Длительность нот
Паузы
Ритмо- стиховое
воспитание
Знаки альтерации
Звукоряд
Интервалы
Музыкальные
диктанты
Трезвучия
Лад
Игра с «разноцветными нотами»
1
20мин
Игра «Магазинчик»
1
20мин
Игра в «карты-ритмы». Ноты с точками. Соотношение нотных
длительностей. Кабалевский «Маленькая полька», укр.н.п.
«Журавль»
Сказка «Кот и мыши». Гнесина «Этюд» №5, р.н.п. «Зайка»
Узнавание песни, изображенной на карточках нотами одной
высоты.
Р.н.м. «Коровушка», Красев «Журавль», Александров «А кто у нас
умный», р.н.п. «Веселые гуси», «Во саду ли…»
Знакомство с разными музыкальными ритмами. Р.н.п. «Во поле
береза», Тиличеева «Вальс», Кабалевский «Марш». Марш
(двудольный размер), вальс, менуэт (трехдольный)
Песенки-загадки про знаки альтерации. Диез. Бекар. Бемоль.
Тиличеева «Полька», Витлин «Киска»
До мажор
Чистая прима, большая секунда, большая терция, большая
септима, чистая октава, чистая кварта, большая секста, малая
секста
Ломов «Зайка», р.н.м. «Дождик», «В лесу родилась елочка»,
«Кукушка», Лядова «Грустная песенка»,
Закрепление звуковысотных представлений с опорой на
зрительное восприятие
Учить детей различать разницу между интервалом и аккордом
Функции лада- мажор, минор. Р.н.п. «Тень-тень», «Укр.народная
песня»
2
40мин
1
2
20мин
40мин
1
20мин
1
2
20мин
40мин
2
40мин
1
1
20мин
20мин
Малыш за роялем
Игра на фортепиано. Р.н.п. «Дин-дон», «Василек», «Петушок»,
«Как под горкой…», бел.н.п. «Перепелочка»
Итого:
4
1ч20мин
32
По окончании 1 года обучения дети должны:
свободно ориентируется в клавиатуре
«слышит» нотный текст
свободно сольфеджирует
погружен в мир музыки, иначе говоря, достиг в определенной мере «музыкального насыщения», слух его
относительно развит, натренирован
освоил комплекс двигательных и дыхательных упражнений
ребенок хочет играть
Содержание дополнительной образовательной программы
2-й год обучения
Педагогические задачи:
обучение выразительному исполнению произведений с использованием основных динамических оттенков, средств
музыкальной выразительности.
формирование музыкально-эстетического вкуса на основе исполняемых музыкальных произведений.
Тема занятия
Техника исполнения
Содержание занятия
Обучение игре на фортепиано
Работа с правой рукой. Р.н.п. «Дин-дон», «Василек»,
«Петушок», «Как под горкой…», бел.н.п. «Перепелочка»
Игра двумя руками. Е.Гнесина «Этюд №15», «Этюд №22»,
«Этюд №36», «Этюд №45», А.Шмидт «Этюд №21», «Этюд
Кол-во
занятий
Время
занятий
4
1ч20мин
18
6ч
№55», «Этюд №56». Р.н.п. «Веселые гуси», «Зайка»,
«Журавель», Ходила младешенька.», «Коровушка». М.Красев
«На льду», В.Калинников «Тень-тень», Д. Кабалевский
«Маленькая полька». Ж.Арман «Пьеса». А Гедике «Ригодон»,
«Менуэт». И Гайдн «Анданте».
Игра в ансамбле. Укр.н.п. «Казачок», «Журавель». Р.Шуман
«Песня». П.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица
Проверка техники исполнения: гамма до-мажор, этюды
Заключительный концерт. Пьесы
Итого:
По окончании 2 года обучения дети должны:
самостоятельно разбирать музыкальное произведение (играть отдельно правой и левой рукой)
уметь играть в ансамбле, слышать исполнение партнера.
уметь «читать» несложные произведения «с листа»
хорошо ориентироваться в басовом и скрипичном ключе
играть произведения в различных темпах
хорошо понимать форму произведения (куплетная, двухчастная, техчастная)
8
2ч40мин
1
1
32
20мин
20мин
10ч40мин
Список используемой литературы
1. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Ленинград. Всесоюзное изд.
Советский композитор, 1988.
2. Беленькая М., Ильинская С. Первые шаги к мастерству. Пособие по развития
навыков транспонирования. Этюды. Изд. союз художников. С-Петербург,
2000.
3. Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. По лесенке к мастерству. - М: Изд.
объед. "Композитор", 1993.
4. Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. - М.: Музыка, 2003 .-26 с.
5. Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. - М.:
6. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с: нот., ил. - (б-ка учителя
музыки).
7. Минько Н.Г. Программа по дополнительному образованию детей.
Музыкально-эстетическое направление. - М.: 2000.
8. Николаев А. Школа игры на фортепиано (Под общей редакцией А.
Николаева). Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина. - М.: Музыка, 2004.
- 199 с.
9. Соколова Н. Ребѐнок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки, с
пением. С-Петербург, Изд. Лань, 1997.
10.Программа для детских музыкальных школ. Класс специального
фортепиано. –М.: 1973.
11.Бакулова А., Сорокин К. Хрестоматия для фортепиано. – Москва. “Музыка”.
1991.
12.Хереско Л. Музыкальные картинки. Л. “Советский композитор”. 1985.
13.Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. “Музыка”, 1987.
14.Гиндин Р.С. Этюды. М.: “Музыка”, 2000.
15.Олешко Т.Н. Избранные пьесы для младших классов –М.: Музыка, 2002.
16.Ляховицкая С. Маленькому любителю музыки. Л.: “Музыка”, 1993.
17.Бакулов А., Сорокин К. “Калинка” Альбом начинающего пианиста. – М.:
“Советский композитор”, 1991.
18.Любомудрова Н., Сорокин К. Хрестоматия для фортепиано – М.: “Музыка”,
2000.
19.Майкапар С. Первые шаги. – М.: “Музыка”, 2000.
20.Денисов Э. “Альбом для фортепиано” – М.: Музыка, 1999. Литература,
используемая педагогом
21.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1998.
22.Бондарев А.А. Образовательная программа Начальное обучение в классе
фортепиано. – М., 2008.
23.Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. – М.: Музыка, 1987.
24.7Ребенок за роялем. Сборник статей педагогов-пианистов о фортепианной
методике./ Ред. Ян Достал. – М.: Музыка, 1981.
25.Юдина Е.И. Азбука музыкального творческого саморазвития. – М.:
Аквариум, 1997.
26.Пианисты рассказывают./ Под редакцией М. Соколова. – М.: Музыка, 1984.
27.Осовицкя З., Казаринова А. В мире музыки. – М.: Музыка, 1997. Литература,
рекомендуемая учащимся
28.Школа игры на фортепиано./ Под редакцией А.Николаева. – М.: Музыка,
1980.