Программа дополнительного образования "Гончарный круг"

Краткая информационная справка о программе: «Гончарный круг»
Тип программы — модифицированный
Направление деятельности — художественно - творческое
Уровень освоения — долгосрочный (1 года)
Возрастной диапазон — старший дошкольный возраст 5 - 6 лет.
Пояснительная записка.
Развитие творческого потенциала у детей - это актуальная проблема современной педагогики.
Одним из направлений в развитии творчества детей является ознакомление их с предметами
декоративно-прикладного искусства русского и дагестанского народов сделанных из глины, работа с
которой на занятиях по лепке в последнее время незаслуженно вытесняется пластилином. А ведь
глина - один из самых распространенных природных материалов, издревле используемых людьми
для изготовления различных предметов обихода. Работа с глиной дает большие возможности для
творчества и эксперимента, способствует развитию
воображения, наблюдательности,
художественного мышления и памяти ребенка. И, что немаловажно в процессе ознакомления с
изделиями из глины расширяются знания детей о быте русских людей их традициях, пробуждают в
них первые яркие представления о Родине и ее культуре. Исследования отечественных и зарубежных
специалистов свидетельствуют о том, что художественно - творческая деятельность, в том числе
лепка глиняных изделий и их роспись, выполняет терапевтическую функцию. Творческий процесс
отвлекает детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает
радостное, приподнятое настроение обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого
ребенка. Лепка, как никакой другой вид прикладного творчества, развивает мелкую моторику рук и
активизирует работу мозга.
Занятия по гончарному делу способствуют решению коррекционных задач: развитию нагляднообразного мышления, мелкой моторики рук, зрительной и двигательной памяти. Работа с глиной
прекрасно развивает тактильные и моторные навыки, чувство формы и объема, позволяет
приобщиться к древнейшему искусству
Развивая интерес к прикладному искусству, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь
помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно
оценить его старания. Необходимо практиковать игровые формы обучения, посещать музей,
рассматривать образцы декоративно-прикладного искусства. В конце каждой темы рекомендуется
организовывать выставку детских работ. Программа рассчитана на один год обучения. Количество
обучающихся детей не должно превышать 12 человек. В каждой возрастной группе занятия следует
проводить с сентября по май во второй половине дня, продолжительностью 20-30минут. Программа
рассчитана на 37 занятий в год.
Программа включает в себя 5 Разделов: «Глиняные предметы обихода русского и дагестанского
народа», «Дымковская игрушка», Филимоновская глиняная игрушка», «Гжельская керамика»,
«Балахарская керамика».
«Гончарный круг» - программа открытого типа, не исключает возможность использования
педагогом других методических пособий и дидактических материалов.
Работа по дополнительному образованию построена в соответствии с концепцией эстетического
воспитания и развития дошкольников, разработанной Т.С. Комаровой.
Основные положения данной концепции заключаются в следующем:
•
Тщательный отбор художественного материала, обусловленный возрастными возможностями
детей.
•
Создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой
деятельности.
•
Индивидуальный
подход к детям, учет их
предпочтений, склонностей, интересов,
индивидуальная работа с каждым ребенком.
•
Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не
проявлялось.

•
•

Использование разнообразных (в том числе игровых) методов и приемов в работе с детьми.
Интеграция работы на основе народного творчества с различными направлениями
воспитательной работы и видами деятельности.

Цель программы:
формирование творческих способностей детей через приобщение их к истокам гончарного и
декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
1.Расширить представление детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного
искусства.
2.Познакомить детей с основами гончарного ремесла и образцами народно-прикладного искусства,
выполненными из глины.
3.Формировать у детей простейшие навыки в области прикладного искусства, развивать
эстетическое восприятие.
4.Совершенствовать технику лепки и росписи глиняных изделий.
5.Познакомить с приемами работы народных мастеров.
6.Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность
и воображение.
7.Активизировать познавательную деятельность детей, углублять интерес к культуре и традициям
русского и дагестанского народов
Содержание программы:
Содержание работы с детьми 5-6 лет
Раздел I. Глиняные предметы обихода русского и дагестанского народа.
Тема: Лепка глиняной посуды.
-мисочка
-плошка
-кринка
-кувшин
Раздел II. Возникновение и характерные особенности гончарного промысла «Балахарская керамика»
Тема: Лепка и техника росписи балахарских игрушек::
-балхарский кувшин для молока
-роспись кувшина
-балахарская игрушка «птичка»
-лепка игрушки по мотивам балхарских изделий
-новогодняя игрушка с балахарским орнаментом
-роспись игрушки
- чашка с балахарским узором
- игрушка козлик
-роспись козлика
-игрушка ослик
-роспись ослика
Раздел III. Дымковская игрушка.
Тема: Лепка и техника росписи дымковских игрушек:
-Уточка
-Конь
-роспись уточки и коня
-Баран
-Дымковская барышня

-роспись игрушек
Раздел IV. Филимоновская глиняная игрушка
Тема: Лепка и техника росписи филимоновской глиняной игрушки.
-Птичка
-Барашек
-роспись птички и барашка
-Солдат
-Курица
-роспись игрушек
Раздел V. Голубая гжель
Тема 1. Лепка и роспись скульптуры малых форм.
-Козлик
-Собачка
-Котик
-Голубь
-роспись игрушек
Тема 2.Лепка и роспись гжельской керамики
-Чашка
-Чайник
-Масленка
-Тарелка
-роспись игрушек
Ожидаемые результаты.
1.
Дети должны получить представления о многообразии и назначении предметов декоративноприкладного искусства и гончарного ремесла.
2.
Испытывать уважение и гордость за мастерство русского и дагестанского народов
3.
Научиться лепить из глины декоративные изделия конструктивным и пластическим способом.
4.
Посредством опытов и исследовательской деятельности знать свойства и возможности глины.
5.
Называть характерные особенности народной росписи, украшать глиняные изделия росписью
определенного стиля.
Диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Критерии сформированных знаний детей о народном декоративно - прикладном искусстве:
1. знания о народно-декоративно-прикладном искусстве;
2. знание о характерных особенностях народных промыслов;
3. умение лепить глиняную игрушку
4. умение расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями народного промысла.
Анализ результатов.
Показатель - уровень умения лепить и расписывать глиняную игрушку в соответствии с
особенностями народного промысла.
Высокий уровень. Ребенок правильно передает форму (например, дымковской), игрушки;
учитывает характерные особенности народного промысла. В зависимости от игрушки использует
пластический или конструктивный способ лепки. Расписывает игрушки в соответствии
характерными особенностями народной росписи (цвет, декоративные элементы, узор). При росписи
изделий использует печатку-тычок. Самостоятельно лепить и расписывать игрушки из глины.
Средний уровень. Ребенок в основном правильно передает форму игрушки.

Учитывает характерные особенности народного промысла. Использует различные способы лепки.
При росписи глиняных игрушек допускает незначительные ошибки в передачи особенностей
народной росписи. При росписи изделий использует печатку-тычок. Во время выполнения работы
иногда обращается за помощью к педагогу.
Уровень ниже среднего. Ребенок затрудняется в передачи формы игрушки. Не всегда
учитывает характерные особенности народного промысла. При росписи допускает значительные
ошибки в передачи особенностей народной росписи. При росписи изделий не использует печаткутычок. При выполнении работы ребенок постоянно обращается за помощью к педагогу.
Материал для лепки.

1. Глина.
Глина это основной материал для лепки. Она должна быть однотонной, пластичной (для того, чтобы
дать ребенку возможность понять целостность формы предметов). Глину необходимо правильно
готовить или покупать в художественных салонах.
2. Каркасы для лепки.
Каркасы помогают детям выполнять более совершенные изделия, делают фигуры устойчивыми,
динамичными.
3. Стеки для обработки глины.
Стека применяется для проработки деталей, в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, Стекой
снимается с формы лишняя глина, делаются надрезы.
4. Доска для лепки.
Для того чтобы рабочее место во время лепки было чистым, необходимо лепить на доске. Размер
доски определяется величиной лепки.
5.Станок с поворотной доской.
Вместо досок можно использовать поворотные станки, которые удобны для работы и дают детям
возможность аккуратно повернуть изделие и проработать его со всех сторон.
6.Печатки для украшения лепных работ.
Различные палочки, гвоздики могут служить в качестве печаток для нанесения узора на лепное
изделие.
7.Блюдце для воды.
Вода необходима для смачивания поверхности и сглаживания шероховатостей.
8.Салфетка
Под рукой у ребенка во время лепки всегда должна быть матерчатая или бумажная салфетка
(вытереть стол, руки и т.д.)
9.Кисть
Для росписи глиняного изделия.
10.Ангоб.
Ангоб - жидкая глина для росписи вылепленных поделок.

Список литературы.
1.Комарова Т.С. Рисование 5-7 лет.
2.Соломенникова О.А. Радость творчества. Мозайка-Синтез-2006г.
3.Богусловская И.Я. Дымковская игрушка.-1988г.
4.Козакова Т.Г. Развивайте у детей творчество. Просвищение-1985г.
5.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду; обучение и творчество. - М:
Педагогика,1990г.
6.Комарова Т.С. Условие и методика детского творчества-1994г.
7.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красная изба. Знакомство детей с русским народным искусством,
ремеслами, бытом в музее детского сада. Детство-Пресс,2000г.
8.Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду.- М,1961г.
9.Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду-М,1983.
10.Региональная образовательная программа дошкольного образования РД. Махачкала. ООО
«издательство НИИ педагогики» 2015г.
11. Ознакомление детей дошкольного возраста с народным искусством Дагестана. «ЛОТОС»
Махачкала 2018г.

\\

Сентябрь
Задачи

Недели
1.Занятие.

Темы
Посещение
частного минимузея .
Рассказ
о
гончарном
промысле
(с
использованием
слайдов).

2.Занятие

Лепка-мисочка

3.Занятие

Лепка-плошка

4.Занятие

Лепка-кринка

Продолжать знакомить детей с глиняными предметами обихода.
Учить лепить кринку, используя приемы лепки: раскатывание,
вдавливания, оттягивания; добиваться сходств по форме и
пропорциям; тщательно сглаживать поверхность. В работе
использовать поворотную доску. Напомнить, как в быту
использовали кринку.

5.Занятие

Лепка-кувшин

Учить детей лепить кувшин (из комка глины в форме шара) с
высоким горлышком, используя прием оттягивания, вдавливания.
Учить сглаживать поверхность при помощи смоченных в воде
пальцев. Использовать в процессе работы поворотную доску.
Развивать воображение, усидчивость, эстетическое восприятие.

1.Занятие.

Обучение лепке
из глины«Балхарский
кувшин для
молока»

2.Занятие.

Роспись
кувшина

3.Занятие.

Лепкабалахарская
игрушка
«Птичка»

4.Занятие.

Лепка игрушки
по мотивам
балхарских
изделий

Дать детям обобщенное представление о ремесле гончара и
результатах его труда. Рассказать, как в обиходе наши предки
использовали глиняную посуду, что в ней хранили. Вызвать интерес
к данной теме и стремление узнать больше о предметах, сделанных
из глины.

Заркреплять освоенные ранее технические приемы лепки ,
раскатывание и сплющивание, освоить новые приемы вдавливание и
оттягивание краев, уравнение их пальцами.
Развивать у детей интерес к предметам домашнего обихода
сделанных из глины. Показать технику лепки плошки. Учить видеть
разницу между плошкой и миской. Развивать образное восприятие и
представление.

Октябрь
Учить лепить полный кувшин, способом выдавливания шарика,
вытягивать горло кувшина, плотно
примазывать ручки.
Разглаживать поверхность кувшина пальцем. Воспитывать интерес к
народному творчеству, уважение к материалам керамики,
результату их труда.
Познакомить детей с некоторыми элементами балхарской росписи.
Формировать умениевыполнять несложные узоры кистью на бумаге.
Развивать наблюдательность, чувство ритма в процессе выполнения
узора.
Учить передовать образ птички пластическим способом, изображая
характерные особенности: голову,шею, хвост, оттягивая глину от
общего куска, ритмично намечать перышки. Рассматреть картины
на пастбище, птички сопровождают стадо.
Расширение знаний детей о балхарской народной игрушке.
Совершенствовать приемы выполнения лепки из целого куска
глины. Способствовать развитию творческого воображения в
передаче характера изображения в малой пластике. Закрепить
знания и практические умения детей о характерных особенностях

росписи балхарской игрушки. Воспитывать любовь детей к
балхарской глиняной игрушке и народным мастерицам.
Ноябрь
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным
искусством. Показать способ лепки скульптур малых форм.
Развивать творчество и фантазию.

1.Занятие.

Лепка- игрушка
козлик

2.Занятие.

Роспись козлика

Закрепить основные мотивы гжельской росписи. Показать
последовательность выполнения элементов гжельской росписи и
способ смешивания синей краски и белил для поучения нужного
оттенка. Предложить выбрать узор для росписи козлика.

3.Занятие.

Лепка-игрушка
ослик

Формировать эстетические чувства при восприятии народной
игрушки. Продолжать развивать художественный вкус. Развивать
мелкие движения рук. Использовать печатку-тычок.

4.Занятие.

Роспись ослика

Продолжать формировать эстетический вкус средствами народного
искусства. Учить выбирать узор для росписи; использовать кисточку
и печатку — тычок. Воспитывать самостоятельность и творчество.
Декабрь

1.Занятие.

Лепка.
Дымковская
уточка.

Познакомить детей с лучшими эталонами декоративно —
прикладного искусства сделанных из глины. Воспитывать уважение
к труду и, национальную гордость за мастерство русского народа.
Формировать эстетический вкус. Рассказать детям о дымковской
игрушке, о происхождении данного промысла. Формировать умение
лепить дымковскую уточку. Учить конструктивному способу
лепки.
Закрепить
умение
соблюдать
пропорциональное
соотношение частей.

2.Занятие.

Лепка
дымковского
коня.

Учить лепить дымковскую игрушку. Показать характерные
особенности дымковской игрушки — коня. Закреплять технику
лепки по частям, дополнять изображение характерными деталями.
Продолжать формировать эстетический вкус.

3.Занятие.

Роспись уточки
и коня

Продолжать формировать эстетический вкус средствами народного
искусства. Учить выбирать узор для росписи; использовать кисточку
и печатку — тычок. Воспитывать самостоятельность и творчество.
Учить расписывать объемную игрушку. Закреплять знания детей о
декоративных элементах дымковской росписи: точки,
круги.
Использовать печатку — тычок.
Развивать художественный вкус.

4.Занятие.

Лепкановогодняя
игрушка с
балахарским
орнаментом
Роспись
игрушки

Привывать любовь к балхарскому мастерству. Помочь вылепить
любимую игрушкус балхарским орнаментом для украшения елки.
Воспитывать трудолюбие и сочувствие в работе.

5.Занятие.

Научить создавать эскизы предстоящего узора для новогодних
игрушек. Развивать чувство красоты предмета, его узоров.
Приобщать детей к традиционному декоративно-прикладному

искусству, народным промыслам Дагестана. Воспитывать любовь к
родному краю.
1.Занятие.

2.Занятие.

Лепка-чашка с
балахарским
узором
Лепка-Баран

Январь
Учить детей лепитьблюдо; способом расплющиания шариков, уметь
ловко загибать края, разглаживать внутреннюю и внешнюю
поверхность . правильно оцениватьработы товарища.
Учить лепить барашек конструктивным способом, составляя его из
частей. Вытягивать хвостик , ножки. Прочно скреплять части тела,
разглаживать места соединения.
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным
искусством. Развивать умение лепить из глины с натуры
дымковскую барышню, полые формы (юбка барышни), соблюдать
пропорции фигуры.

3.Занятие.

Дымковская
барышня

4.Занятие.

Роспись игрушек Учить расписывать объемную игрушку. Закреплять знания детей о
декоративных элементах дымковской росписи: точки,
круги.
Использовать печатку — тычок.
Развивать художественный вкус.
Февраль

1.Занятие.

Лепка-Птичка

2.Занятие.

Лепка
дымковского
барана.

3.Занятие.

Роспись птички Продолжать учить детей расписывать игрушку, придерживаясь
и барашка
дымковского стиля. Развивать художественный вкус. Испытывать
удовлетворение от создания своими руками дымковской игрушки.

4.Занятие.

Лепка-Солдат

1.Занятие.

Лепка
филимоновской
курицы.

Учить лепить птичку по частям; развивать мелкую моторику
пальцев рук, творческое воображение; воспитывать бережное
отношение и заботу о птицах.
- Учить лепить дымковскую игрушку с натуры, самостоятельно
выбирая приемы лепки; в процессе лепки сравнивать свою работу с
натурой. Показать характерные особенности дымковской игрушки
— барана. Продолжать расширять представление детей о
многообразии дымковских игрушек.

Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой. Показать
особенности лепки филимоновского солдата. Учить добиваться
точности в передаче формы. Использовать усвоенные приемы
соединения деталей игрушки, сглаживания мест, скрепления.
Формировать эстетические чувства при восприятии народной
игрушки. Закрепить элементы филимоновской росписи (полоски,
елочки, цветы). Воспитывать аккуратность в выполнении работы.
Март
Продолжать
знакомить
детей
с
особенностями
лепки
филимоновской игрушки. Для создания
в ней полостей,
использовать специальную болванку. Развивать мелкую моторику
рук.

2.Занятие.

Лепка-Козлик

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным
искусством. Показать способ лепки скульптур малых форм.
Развивать творчество и фантазию.

3.Занятие.

Лепка-Собачка

Продолжать учить детей лепки скульптуры малых форм. Закрепить
последовательность и способ лепки игрушки. Учить получать

удовольствие от работы с глиной.
Рассмотреть образцы гжельских игрушек. Продолжать воспитывать
интерес к искусству гжельских мастеров. Закреплять навыки
рисования всей кистью, ее концом без прорисовки узора
карандашом.
Учить детей выделять характерные особенности гжельского
промысла.
Закрепить способ лепки скульптур малых форм. Соблюдать
пропорции тела при лепки игрушки, передавая ее характер
(выгнувшая спину).

4.Занятие.

Лепка-Котик

5.Занятие.

Роспись игрушек Учить детей украшать скульптуру гжельскими узорами.
Формировать эстетическое отношение к народной игрушке.
Развивать технику росписи. Учить детей самим подбирать элементы
росписи игрушки.
Апрель

1.Занятие.

2.Занятие.

3.Занятие.

Лепка-Голубь

Продолжать учить лепить скульптуру малых форм. Учить приему
примазывания, сглаживания, приплющивания. Учить передавать
относительную величину туловища и головы. Воспитывать
стремление добиваться лучшего результата.
Роспись голюбья Развивать технику гжельской росписи. Правильно подбирать
цветовую гамму, смешивая краски. Развивать самостоятельность в
выборе элементов росписи.
Лепка и роспись Учить расписывать изделия из керамики по мотивам гжельской
гжельской
росписи, передавая ее композицию и колорит. Развивать глазомер
керамики.
чувство ритма.
Продолжать учить детей лепить посуду приемами раскатывания и
«Чашка»
выдавливания глины пальцем. Упражнять в соединении частей,
приемом прижимания и сглаживания мест, скрепления. Развивать
усидчивость, терпение, учить радоваться результатам труда.

4.Занятие.

Лепка-Чайник

1.Занятие

Гжельская
керамика
Лепка-Масленка

2.Занятие

3.Занятие

4.Занятие

Закреплять умение лепить разнообразную посуду из целого куска
глины, добавляя и примазывая детали. Упражнять в сглаживании
поверхности смоченными в воде пальцами. Учить детей задумывать
и расписывать чайник гжельскими узорами. Развивать творчество,
воображение. Закреплять технические навыки умения.

Май
Отрабатывать приемы лепки: раскатывание и сплющивание,
углубление путем вдавливания, уравнивания краев пальцами. Учить
создавать предметы быта. Воспитывать гордость за мастерство
русского народа.
Лепка-Тарелка
Продолжать закреплять умение лепить посуду. Отрабатывать
нужные для этого приемы лепки. Воспитывать активность,
самостоятельность и аккуратность в лепке.
Роспись игрушек Продолжать учить расписывать объемные изделия из глины по
мотивам гжельских народных декоративных узоров. Учить выделять
основные элементы узора, их расположение. Развивать эстетическое
восприятие.
Итог
Выставка поделок из глины сделанных руками детей в кружке
«Гончарный круг»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».